Приводим полный текст Позиции депутатской группы "Народный
депутат Мурмана" по вопросу принятия в первом чтении
проекта закона Мурманской области "Об областном бюджете
на 2003 год":
"В связи с внесением в Мурманскую областную Думу проекта
закона Мурманской области "Об областном бюджете на
2003 год" и его принятием к рассмотрению Думой Депутатская
группа "Народный депутат Мурмана" (далее - "Группа")
считает необходимым отметить следующее:
1). Согласно подпункту "з" пункта 2 статьи 5 Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и подпункту
"к" пункта 2 статьи 59 Устава Мурманской области,
законами Мурманской области утверждается заключение
и расторжение договоров Мурманской области, независимо
от того, в чьем лице в том или ином договоре выступает
Мурманская область: Губернатора Мурманской области,
Правительства Мурманской области или иных исполнительных
органов государственной власти Мурманской области.
Внесенный в Мурманскую областную Думу проект закона
Мурманской области "Об областном бюджете
на 2003 год" (далее - "проект бюджета" или "проект
областного бюджета") помимо прочего предусматривает
расходы, основанные на финансовых обязательствах,
данных кредиторам от имени Мурманской области Губернатором
области, Правительством области и иными исполнительными
органами государственной власти Мурманской области
в лице их руководителей в договорах (соглашениях),
заключение которых должно быть утверждено законом
Мурманской области (см. Приложение 5, Приложение 13
к проекту областного бюджета; Сведения о погашении
долговых обязательств мурманской области федеральному
бюджету и иным кредиторам в 2003 года; Структуру государственного
долга Мурманской области по состоянию на 01 ноября
2002 г. и т.д.)
2). Согласно подпункту "п" пункта 3 статьи 59 Устава
Мурманской области постановлениями Мурманской областной
Думы (далее - "Думы") утверждаются долгосрочные региональные
целевые программы. За время действия указанного выше
положения Устава области в Мурманской области не была
принята ни одна долгосрочная региональная целевая
программа. Формально все действующие региональные
целевые программы являются кратко- и среднесрочными.
Однако большинство из них фактически являются долгосрочными
программами, т.к. они регулярно актуализируются и
большинство из них действует уже более пяти лет.
3). Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Мурманской
области "О бюджетном процессе в Мурманской области"
Губернатор Мурманской области должен был внести
в Думу проект закона Мурманской области "Об
областном бюджете на 2003 год" до 20 октября
с.г. Несмотря на это проект областного бюджета был
внесен в Думу 20 ноября с.г., т.е. с задержкой, превышающей
календарный месяц.
Официально заявлено, что задержка вызвана невозможностью
разработки проекта областного бюджета до принятия
федерального бюджета в третьем чтении. Однако федеральный
бюджетный процесс показал, что Мурманская область
получит из федерального бюджета только то, что ей
было обещано еще до внесения проекта федерального
бюджета в Государственную Думу.
4). 16 ноября с.г. Группа выступила с предложением
сразу же после внесения в Думу проекта областного
бюджета провести депутатские (парламентские) слушания.
По мнению Группы, слушания дали бы депутатам возможность
в самые короткие сроки оценить обоснованность важнейших
характеристик областного бюджета, что, безусловно,
ускорило бы дальнейшее движение проекта в Думе.
26 ноября с.г. инициированные Группой депутатские
(парламентские) слушания состоялись. Однако
на слушания не явилось большинство из приглашенных
Думой членов Правительства области и должностных
лиц других исполнительных органов государственной
власти Мурманской области. Как оказалось, массовая
неявка на слушания вызвана неофициальным запретом
Губернатора области Ю.А. Евдокимова на участие в слушаниях
должностных лиц исполнительных органов государственной
власти. На официальной встрече с депутатами Думы,
которая прошла 5 декабря с.г., Губернатор области
подтвердил, что именно он запретил должностным
лицам исполнительных органов государственной власти
Мурманской области являться на депутатские (парламентские)
слушания.
5). Проект областного бюджета и сопровождающие
его документы и материалы по составу и наименованиям
формально соответствуют требованиям Закона Мурманской
области "О бюджетном процессе в Мурманской области",
предъявляемым к этим документам. Однако по своему
содержанию многие из этих документов являются откровенными
"отписками". Не разработаны и не представлены такие
важнейшие документы, как Программа приватизации, которая
согласно статья 7 Закону Мурманской области "Об управлении
государственной собственностью Мурманской области"
является бессрочной и подлежит лишь ежегодной актуализации.
6). Представленный в Думу проект областного
бюджета не поддается анализу и изучению в силу того,
что он не сопровожден расчетами и исходными данными,
на основании которых установлены важнейшие характеристики
бюджета.
7). Представленный в Думу проект областного бюджета
не дает полного представления о действующих финансовых
обязательствах Мурманской области и вообще о состоянии
финансов области в целом, т.к. в проекте бюджета не
указаны и не учтены размеры задолженности государственных
учреждений и унитарных предприятий Мурманской области.
Учитывая то, что областной бюджет покрывает дефициты
муниципальных бюджетов, в проекте областного бюджета
должны быть указаны и учтены размеры задолженности
муниципальных образований и, соответственно, муниципальных
учреждений и унитарных предприятий.
8). Представленный проект областного бюджета подтверждает
все более распространяющееся мнение о том, что Правительство
Мурманской области все еще не выстроило и не
систематизировало отношения областного бюджета с федеральным
бюджетом и муниципальными бюджетами. Правительство
области крайне пассивно в своих контактах с Правительством
Российской Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации. С другой стороны, финансовые взаимоотношения
Правительства области с муниципальными образования
основаны на произвольном дележе дотаций и ссуд.
9). Указанные в проекте бюджета источники финансирования
дефицита требуют расшифровки, пояснений и ссылок на
первичные юридические документы, копии которых обязательно
должны прилагаться к проекту бюджета, идет ли речь
о государственных ценных бумагах с гарантиями погашения
основной суммы задолженности в размере 50 млн. руб.,
или о получении бюджетных ссуд в размере 1 млрд. руб.,
или о кредитных договорах (соглашениях), заключенных
от имени Мурманской области без утверждения
Думы вопреки требованиям Федерального закона об основных
принципах и Устава Мурманской области.
10). Анализ отклонения фактических объемов налоговых
и неналоговых доходов областного бюджета от объемов,
утвержденных в последние годы, проведенный аудитором-контролером
Контрольно-счетной палаты Т.М. Глазыриной, убедительно
показывает недостаточную глубину проработки документов
и материалов, представленных вместе с проектом бюджета.
Аргументированные замечания Т.М. Глазыриной, касающиеся:
необходимости повышения точности и достоверности
прогноза социально-экономического развития области;
принятия необходимых мер по повышению собираемости
налогов в сравнении с 2002 годом;
привлечения руководителей областных унитарных
предприятий к дисциплинарной ответственности за неудовлетворительную
работу с просроченной задолженностью, которая за последние
два года выросла в 14,3 раза;
мер по повышению гарантий погашения имеющихся
долговых обязательств
вызывают серьезные сомнения в обоснованности концепции
представленного проекта бюджета.
11). Заслуживают внимания замечания другого аудитора-инспектора
Контрольно-счетной палаты О.А. Фанташовой, касающиеся
расходной части проекта областного бюджета. Нет необходимости
перечислять выявленные О.А. Фанташовой недостатки
проекта бюджета, достаточно процитировать сделанный
ею вывод: "… Правительством Мурманской области не
принято достаточных мер по формированию проекта бюджета
в строгом соответствии с бюджетным кодексом Российской
Федерации".
12). Есть все основания полагать, что
реальная задолженность Мурманской области значительно
превышает задолженность, показанную в представленном
проекте областного бюджета. Если наше опасения оправданы,
то рассматриваемый проект областного бюджета способен
серьезно усугубить финансовое положение области.
Основываясь на результатах индивидуального изучения
и коллективного обсуждения проекта областного бюджета,
а также на выводах независимой финансовой и юридической
экспертизы, принимая во внимание все выше изложенное,
Группа считает, что:
1. Необоснованная задержка с внесением проекта
областного бюджета в Думу и запрет Губернатора области
Ю.А. Евдокимова на участие должностных лиц исполнительных
органов государственной власти в депутатских (парламентских)
слушаниях, посвященных проекту областного бюджета,
снимают с депутатов Думы всякую моральную и политическую
ответственность за задержку с утверждением областного
бюджета.
2. Проект областного бюджета не может быть принят
в первом чтении на заседании Думы, которое намечено
на 10 декабря с.г., потому что требует кардинальной
переработки.
3. Областной бюджет на 2003 год должен
быть бездефицитным.
4. В связи с тем, что Мурманская область не
имеет собственных налоговых органов, и их функцию
выполняет территориальное подразделение Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам (Управление
МНС по Мурманской области), новая редакция проекта
областного бюджета, в части касающейся его налоговых
доходов, должна быть основана на положениях
договора Мурманской области в лице Правительства Мурманской
области с Министерством Российской Федерации по налогам
и сборам непосредственно либо в лице Управления
МНС по Мурманской области (при наличии у последнего
необходимых для этого полномочий).
Этим договором должны быть установлены размеры коэффициентов
собираемости налогов и сборов, доходы от которых поступят
в областной бюджет в 2003 году. Именно установленные
договором размеры коэффициентов собираемости налогов
и сборов должны быть учтены в новой редакции проекта
областного бюджета. Кроме того, в этом же договоре
следует определить порядок расчета той доли от дополнительных
сумм налогов и сборов, полученных в результате контрольных
проверок, проводимых налоговыми органами, которая
будет расходоваться на укрепление материально-технической
базы налоговых органов и охрану занимаемых ими зданий.
Закон Мурманской области об утверждении заключения
этого договора должен быть принят и вступить в действие
до принятия в первом чтении новой редакции областного
бюджета. Видимо, помимо этого договора должны быть
заключены и утверждены договоры с иными федеральными
органами исполнительной власти, участвующими в налогообложении
и исполнении доходной части областного бюджета.
5. До принятия в первом чтении новой редакции
проекта областного бюджета должны быть приняты и вступить
в действие законы Мурманской области об утверждении
заключения всех уже подписанных на текущий момент
договоров (соглашений), заключенных от имени Мурманской
области, которые возлагают на Мурманскую область имущественные
и финансовые обязательства, учтенные и требующие учета
в проекте областного бюджета.
6. До принятия в первом чтении новой редакции
проекта областного бюджета должны быть приняты и вступить
в действие постановления Думы, утверждающие все
региональные целевые программы, фактически действующие
более трех лет.
Принимая во внимание все вышеизложенное, Группа
Р Е Ш И Л А:
1. Солидарно голосовать против принятия настоящей
редакции проекта областного бюджета в первом чтении.
2. Настаивать на том, чтобы отклоненный проект
областного бюджета был возвращен Правительству Мурманской
области на доработку".
|